СТАГНАЦИЯ И НАСИЛИЕ НАД СОБОЙ

Многие из нас воспитаны в духе самоотречения. Мы наблюдали, как наши родители превозмогали собственную человечность ради нас, и теперь воспринимаем это великим подвигом. Мы и сами порой не против того, чтобы преодолевать себя, превозмогать себя, заставлять себя. Словом, самонасилие цветёт буйным цветом и считается добродетелью.

НАСИЛИЕ НАД СОБОЙ РАДИ УСПЕХА

Именно на насилии над собой основаны многие учения по преодолению лени и прокрастинации. Многие коучи учат, как победить себя. Достижение цели и успеха, богатство и процветание считаются невозможными без насилия над собой. Часто оно преподносится в обёртке самодисциплины. Никакого контакта с собой здесь не предусматривается. Единственный способ взаимодействия с собой – исключительно насилие. Нужно достигать через “не могу” и “не хочу”. Иных путей нет.

Если ползти к цели, преодолевая себя, вряд ли её достижение принесёт радость. Особенно если цель была не выбрана самостоятельно, а навязана извне. Или если в процессе её достижения предпочтения изменились и захотелось чего-то другого. Но бросать когда-то желаемое мы не приучены. Наоборот, нас воспитали в духе достигаторства: “Умри, но сделай”, а доведение до конца считается почётным и единственно верным. Под это даже можно подвести термин “закрыть гештальт”, хотя изначально он о другом.

МОРСКАЯ ФИГУРА, ОТОМРИ!

Считается, что полученное когда-то образование предписывает деятельность в течение всей жизни. Будто мы обязаны работать только по специальности, а переключение на другое считается предательством. Работа – на всю жизнь. Брак – на всю жизнь. Причёска, стиль одежды – никаких изменений. Такое учение замалчивает одно интересное свойство человека. Развитие. Досадная помеха на пути к стабильности.

Мы меняемся. Мы смотрим по сторонам. То, что нам было интересно когда-то, теряет своё очарование. Зато нас привлекает другое, нечто совершенно новое. И рад бы учиться этому и сделать это своей профессией, но внутренний голос и близкие стыдят: “Как же так! Ты же выучился на престижную профессию, и теперь собираешься всё бросить ради своей фигни!” Стыдно и страшно менять линию своей жизни.

Когда мы делаем выбор и предпочитаем один вариант, все остальные умирают. Чтобы появился новый гештальт, старый должен умереть. Уходя к новому объекту, мы поворачиваемся спиной к старому и отдаляемся от него. Невозможно смотреть на оба объекта одновременно, если один находится позади, а другой впереди. Приходится делать выбор. Или оставаться на месте, в скучном тепле и надоевшей стабильности. Или менять деятельность, рисковать, но чувствовать себя живым и испытывать интерес к своей деятельности.

Изменения, конечно, пугают. Страшно меняться. Но разве не страшно тратить свою единственную и короткую жизнь на нелюбимое и надоевшее, от чего уже на физическом уровне ощущается тошнота? А если сравнить, что страшнее?

ВЫХОД ИЗ АБЬЮЗА

Похоже на выход из абьюза. Это же тоже предусматривает изменение жизни. Переход от хоть какой-то стабильности, наполненной страданиями и болью, к непонятной и неопределённой свободе. А вдруг там, на воле, будет ещё хуже. А здесь хоть бьют, зато тепло. Выбор.

И здесь опять же всплывают наши интроекты, навязанные нам родителями и советской идеологией. Выбирать себя – стыдно. Помогать другим, служить другим – почётно. Себе лишь достаются страдания и самоотречение. Мы привыкли так жить, мы впитали такое поведение от родителей, которые красиво и драматично отказывали себе во всём ради нас. Хотя мы и не просили. Но нам навязали этот долг и теперь мы – его заложники. Мы ничего другого не умеем, кроме как отказываться от себя на благо других. Нас НЕ НАУЧИЛИ заботиться о себе, чувствовать себя, защищать себя.

Но человеческий мозг, к счастью, способен на обучение в течение всей жизни, а не только первые её годы. Мы можем научиться сами тому, чему нас не научили. Мы можем сами взять то, что нам не дали. “Нас не научили” – это отправная точка, но не конец пути. Это старт, а не финиш.

Мы можем научиться сами и научить своих детей заботиться о себе, слышать себя, видеть и реализовать свои истинные потребности. Мы можем научиться сами и научить своих детей не бояться изменений. Ничто в нашей жизни не навсегда. Работа – не навсегда. Брак – не навсегда. Сама жизнь – не навсегда.

То, что больше не нужно и не приносит радости, не стоит сохранять просто для того, чтоб было. Зачем оно? Кому это нужно? Для чего? Оставаясь на прежнем, ненавистном месте, мы лишаем себя возможности улучшить свою жизнь и стать счастливее.

Обновлено: 05.08.2020 — 11:23

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *