Что такое интроект и с чем его едят

Интроекты – это установки о себе и мире вокруг, которые мы принимаем в своё сознание в цельном виде, не анализируя и не подвергая сомнению. Большую часть установок мы получаем в детстве и ориентируемся на них. Однако, если не включать критическое мышление, можно остановиться в своём развитии на уровне интроектов и не выглядывать за их пределы в течение всей жизни.

В нашей взрослой жизни родительские интроекты – лишь часть нашего мировосприятия, причём она совершенно не статична, что не может не радовать. При должном критическом восприятии и при помощи хорошего психолога установки, полученные в нежном и не очень нежном возрасте, могут быть изменены, откорректированы или вовсе побеждены. Это даёт надежду и не даёт оправдания.

И откуда только этот бред проникает в разум?

Источники интроектов

Установки, которые руководят нашей жизнью и в некоторых случаях её ограничивают, могут быть получены из разных источников:

• Родительские поучения.

• Продукты шоу-бизнеса (мультфильмы, фильмы, сериалы, песни).

• Книги (любого качества: от бессмертной классики до поп-детективов).

В подростковом возрасте на меня сильно повлияли книги «Три мушкетёра» и «Ярмарка тщеславия». Я проглотила их, не пережёвывая. После первой я долгое время воспринимала дружбу исключительно как безрассудное самопожертвование (велика вероятность, что книга совсем не о том, но тогда я поняла её именно так). После второй я возненавидела лицемерие, и это до сих пор существенно влияет на линию моего поведения.

• Разговоры со сверстниками.

Особенно сильное влияние полученных здесь интроектов в подростковом возрасте, когда хочется быть не хуже всех, и эти параметры «нехужести» и «нитаковости» получаются именно от сверстников, причём необязательно от тех, с кем происходит непосредственное общение. Порой друг в социальных сетях или невъявственно популярный блоггер может повлиять на неокрепший подростковый разум сильнее, чем одноклассники, учителя и даже родители.

• Труды и выступления уважаемых, авторитетных людей. В любой сфере найдутся уважаемые люди, каждое слово которых будет восприниматься как знак с небес. Здесь любое критическое мышление пасует, когда глаголят такие мастодонты, как как Лабковский, Линдхолм, Цукерберг или Карлин.

В идеале, даже к ним нужно относиться критически, ведь не каждое их слово попадает на благодатную почву слушающего разума. Что-то приемлемо, что-то неприемлемо. Мои авторитеты, которым я с восхищением заглядываю в рот, это профессор богословия Осипов, психолог и педагог Петрановская, учёный Черниговская…

Сферы интроектов

Какого бы происхождения ни были интроекты, они проникают во все сферы бытия.

• Внешний вид. «Красная помада – это вульгарно», «Стыдно выходить из дома без макияжа», «Нужно одеваться так, что хоть сейчас в ресторан», «Блестящий внешний вид – превыше всего», «Лучше голодать, но купить себе шубу для статуса», «Длинные волосы – обязательно для девушек, а с короткими волосами – это не девушка, а фу», «Женственность – это про длинны юбки и длинные косы, покрытые платочком».

Красную помаду нельзя, короткую стрижку нельзя, что там ещё по списку?

• Отношения с родителями. «Почитай родителей своих», «Нужно быть благодарным родителям, они родили и вырастили», «Родители жертвовали собой ради тебя, теперь ты жертвуй собой ради них».

• Отношения с мужем. «Муж – голова, а жена – шея», «В отношениях с мужем нужно хитрить», «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок», «Жена должна слушаться мужа», «Бьёт – значит, любит», «Развод – это позор», «Детям нужен отец (неважно, какого качества), «Уж лучше плохонький, но мой».

• Поведение, общение. «Нужно всегда улыбаться», «Стыдно бездельничать, надо трудиться», «На том свете отдохнёшь», «Никому нельзя доверять», «Лицемерие важнее и прибыльнее искренности».

• Отношение с собой. «Стыдно заботиться о себе», «Дети в Африке голодают», «Нельзя хвалиться», «Запрещено быть довольным собой», «Ошибки важнее достижений».

• Отношение к жизни. «Стыдно радоваться», «Нельзя быть счастливой», «Запрещено смеяться», «Никогда нельзя плакать, это позор и показывает слабость», «Надо быть довольным тем, что есть, и не улучшать ничего», «Куда лезешь? Нельзя высовываться».

• Профессиональная деятельность. «Делай то, что сказал босс, без обсуждений», «Он босс, он лучше знает», «Не спорь с начальством!», «Довольствуйся той копеечкой, что получаешь!», «Босс делает тебе огромное одолжение, что выдаёт тебе зарплату».

• Характерные особенности своей личности. «Я размазня», «Я боюсь мужчин», «Я обречена на одиночество», «Я ничего не могу сделать», «Я чужой на этом празднике жизни».

Повторюсь: необязательно все интроекты приходят из родительских уст. Коварство интроектов в том и заключается, что мы подчас и не помним, где схватили какой-то бред и не заметили, как он стал руководить нашей жизнью.

Что плохого в интроектах

Не все интроекты одинаково плохие. Мы – существа общественные, и у общества есть свои негласные правила, которым следуют все его участники. Благодаря интроектам мы не срываем с себя и других одежду в общественном месте, не бьём морды направо и налево, заботимся о детях.

Однако есть такие интроекты, которые ощутимо мешают жить. Очень трудно распознать, какой интроект мешает, откуда он взялся, порой это предмет обсуждения не одной сессии с психологом.

Интроекты могут мешать по-разному, например:

• Рука не поднимается покупать себе вещи. Лучше ходить в старых и рваных сапогах, чем покупать новые. Покупка вещей себе означает заботу о себе, а это стыдно.

Если стыдно покупать что-либо для себя, любой шоппинг превращается в пытку.

• Постоянно откладываются визиты к врачу. Предпочитается пострадать, чем пить лекарства. Страдания облагораживают, а забота о себе – стыдно.

• Неудачи в поиске работы с достойной оплатой. Лучше схватиться за первое попавшее предложение и пахать за гроши. Человек всячески отрицает себе, что он достоин большего.

• Страшно назначить цену за свои услуги или товары. Назначается слишком низкая, чтобы не оттолкнуть от себя заказчика. Страх отвержения и низкая самооценка.

• Заметны несоответствия между той одеждой, которую хочется купить и носить, и той, которая висит в шкафу. От юбки, которая понравилась, приходится отказаться, потому что «слишком короткая». Красная помада может быть куплена, но так и проваляться в косметичке, потому что опять же стыдно.

• Ненавистная работа, страх менять что-либо в своей жизни, потому что «от добра добра не ищут». Страх неизвестности, потому что «я размазня», «я не справлюсь».

• Стыд при изучении чего-либо, что не приносит удовольствие, а не практическую пользу. К этой же категории относится стыд за хобби, которое опять же приносит только удовольствие, а не деньги. Например, стыдно вязать крючком или рисовать, если не на продажу, а для себя. Все эти вещи, которые приносят удовольствие, считаются бесполезной ерундой.

• Вообще, тотальный стыд жить для себя, в своё удовольствие. Поиск и удерживание страдашек в своей жизни.

Как работать с интроектами

Интроект опознаётся не сразу. Можно испытывать стыд при покупке одежды для себя или откладывать визит к врачу, но так и не понимать, почему, собственно, так происходит. Для выявления причины, корня этих ограничений нужны осознанность и помощь психолога.

В качестве сапомощи можно попытаться поработать с интроектами следующим образом:

1. Найти своего таракана. Поймать за хвост ту ситуацию, те мысли, от которых некомфортно. Например, ситуация: «Я ненавижу свою работу, но продолжаю туда ходить». Это не про автора текста, а метафорическое «я» для раскрытия механизма осознанности.

2. Задать себе вопросы, чтобы тщательно проанализировать ситуацию. «Почему я ненавижу свою работу?», «Что я получаю и не получаю в своей работе?», «Что меня заставляет туда ходить?», «Есть ли другие возможности, кроме как ходить на ненавистную работу?», «Как насчёт того, чтобы найти новую работу?». Здесь пойдут такие ответы: «Ненавижу работу, но хорошая зарплата», «Надо кормить семью», «У меня нет выбора», «Это мой крест, и я его несу», «Все работы одинаковые, и нигде не будет лучше», «Я не смогу найти мою работу, потому что моя квалификация не очень хороша», «Лучшее – враг хорошего», «Нельзя подводить коллег своим уходом, потому что я на себе тащу всю фирму», «От добра добра не ищут», «Увольнение – это эгоизм, надо работать и страдать». То есть ответы проявляют и мнение о себе, и мнение о работе, и вообще своё место в окружающем мире. Благодатная почва для дальнейшего анализа.

3. Подвергнуть каждый ответ дополнительным вопросам, чтобы следующий вытекал из предыдущего. Например, «Почему моя квалификация недостаточно хороша для лучшей работы?» – «Потому что я иногда совершаю ошибки на работе» – «Что я приношу объективно больше: пользу или вред фирме?» – «Объективно больше пользы». «Почему я тогда больше концентрируюсь на ошибках, а не на достижениях?» – «Потому что мои достижения – это фигня, само собой разумеющееся, а вот ошибки – это стыд и позор».

Собственно, вот он – интроект, установка, которая не с потолка пришла, а была проглочена целиком, без анализа.

Что делать с интроектом?

Невозможно и не нужно сразу избавляться от интроектов, калёным железом их выжигать. Они слишком крепко сидят в личности, слишком много сфер жизни на них основаны. Та же установка, что достижения – это ничто, а ошибки – это позор, и стыдно ошибаться, влияет не только на профессиональную деятельность, но и семейные отношения. Например, домохозяйка и многодетная мать не ценит свою труд по дому и воспитанию детей и соглашается с мужем, что она бесполезная обуза и только проедает его деньги. Чистота в доме, еда на столе, довольные дети – всё это игнорируется не только безмерно обнаглевшим мужем, но и самой женщиной.

Разумеется, корректировка этой установки, интроекта может изменить и восприятие женщиной себя, и отношения с мужем, и прочие сферы жизни.

Как же работать с интроектом? Прежде всего, отнести его к психологу. А пока анализировать его и пытаться откорректировать самостоятельно, задавая себе такие вопросы:

• В какие моменты жизни моя установка проявляется сильнее, ярче?

• Что я испытываю, когда мне на память приходит эта установка?

• Всегда ли эта установка правильная?

• Есть ли ситуации, в которых она не очень применима?

• Что, если эта установка ошибочна?

• От кого и где я впервые услышал эту установку? Так ли авторитетен человек, изрёкший её?

Велика вероятность, что при ближайшем рассмотрении и подробном анализе установки покажутся абсурдными, неактуальными в текущей взрослой жизни. Также может прийти осознание (инсайт), что личность уже давно выросла из этого интроекта, он давно потерял власть над поведением и мыслями, а сохраняется он только потому, что всё недосуг окончательно с ним распрощаться.

Иногда интроект сохраняется в разуме, но корректируется, обрастает дополнительными условиями, которые уменьшают его влияние на жизнь. Например, стыд при занятиях любимым делом для себя, а не ради практической пользы может быть откорректирован, если:

• Принять факт, что вязание крючком или изучение японского – это не ерунда, а важная часть личности.

• Осознать, что даже те действия, которые не приносят деньги, могут быть полезными, потому что помогают разгружать мозг, отвлекаться от работы.

• Допустить, что не вся польза оценивается именно деньгами.

• Надеяться, что когда-нибудь любимое дело станет бизнесом, но это необязательно.

Мне было невероятно трудно допустить, что не все действия должны приносить деньги. Можно что-то делать и ради удовольствия, и ради помощи другим людям, получая от них лишь «спасибо».

Включить режим критического мышления!

Итак, что делать с уже имеющимися интроектами, разобрались. Но в наш разум постоянно поступают новые установки, которые могут стать нашими новыми интроектами. Они буквально льются из интернетов, телевизоров, прессы и утюгов.

Поскольку работа с каждым внедрённым интроектом довольно сложна, легче проводить профилактические работы ещё на старте, критически воспринимая поступающую информацию. Отец гештальт-терапии Перлз сравнивает процесс обработки новой информации с процессом пережёвывания пищи. Подобно тому, как мы перемалываем кусочек еды перед тем, как проглотить её, желательно и новую информацию так же перемалывать, анализировать, критически воспринимать, пропуская её через фильтры своего разума.

Тщательное и осознанное пережёвывание пищи и информации способствует счастливой жизни.

«Насколько эта информация приемлема для меня?», «Насколько она мне откликается?», «Что мне нравится в ней и что не нравится?», «Соответствует ли она моим убеждениям?», «Насколько разумной она выглядит?».

Важно, чтобы ячейки фильтров разума были не слишком крупные и не слишком мелкие. Через излишне крепкую защиту не пройдут даже полезные знания. Поэтому нужен баланс между открытостью и фильтрами восприятия.

Итак, не будем целиком поглощать пищу и информацию, а будем тщательно её пережёвывать!

Обновлено: 11.06.2019 — 12:10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *