О САМОУНИЧИЖЕНИИ И ВЫСОКОМЕРИИ

Каждый человек занимает определённое пространство не только в физическом, но и в психологическом плане. Недаром говорят “он имеет вес в обществе” или “его здесь слишком много”. При недостаточной уверенности в себе, при низком уровне осознанности и принятия себя хочется занимать как можно больше пространства, чтобы видеть себя и чтобы другие видели. Подчас желание стать заметным для других перевешивает стремление стать заметным для себя. Нужно, чтобы пацаны на районе уважали, тогда моя внутренняя неудовлетворённость собой замолчит. На пару дней. А потом по новой буду стремиться впечатлить пацанов.

ДЛЯ СЕБЯ ИЛИ ДЛЯ ДРУГИХ?

Можно раздуть себя, приобретая дорогие и роскошные вещи. Они придают объём и вес. Что-то такое элитное, не всем доступное. Купить Бентли и разъезжать на нём по убитым подмосковным улочкам, чтоб пацаны глаза вытаращили. То есть столь дорогостоящая покупка совершается не для себя, а для них. Новоиспечённый владелец роскошного авто, может, вообще пешие прогулки любит и водить машину боится. Но пацанов надо впечатлить, ради этого не жалко пойти на жертвы.

Поскольку это делается не для себя, а для других, то и удовлетворение оно не приносит. Реализует не истинные потребности, а наносные, навязанные. Вот если задаться вопросом, а чего же я хочу на самом деле, и достичь желаемого, вот тогда будет выполнен шаг к себе. Можно так и проверить. Если после какого-либо действия чувствуешь себя опустошённым, значит, реализовал ты не свою потребность, чужую. Если же ощущаешь себя наполненным, большего размера, с большей энергией, значит, ты сделал то, что хотел именно ты.

ИЗНАНКА САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ

Выполнение навязанных потребностей и жертвы ради уважения пацанов – не единственные способы раздуться. Упиваться собственной крутизной и величием можно, ублажая всех подряд. Самопожертвование есть проявление высокомерия, особенно если его цель – обязать одариваемых и получить признание. Например, стремление родителей жить ради детей не приводит ни к чему хорошему. Токсичность классическая, обыкновенная.

Казалось бы, святая мать, забыла о себе, лишь бы детям было хорошо. Последний кусок детям, последняя рубаха детям. Никакой заботы о себе, уже вся в болезнях, но, пока ползает, будет помогать детям. Святость или высокомерие?

С таким подходом жертвенная мать раздувается до огромных размеров и затмевает собой детей. У них нет своей жизни, своих интересов. Всё, что им уготовано матерью, – это безропотно принимать её жертвы. Даже против своего желания. Причём жертвы эти преподносятся с обязательным упоминанием, сколько сил на это ушло, сколько здоровья, и как сейчас плохо, потому что всё ради детей. Им здесь не позавидуешь: и брать тошно, и отказаться нельзя.

ИЗНАНКА ВСЕПРОЩЕНИЯ

Ещё одно лицо высокомерия – всепрощение. Тоже, казалось бы, добродетель. Сам Христос всех прощал на кресте, ибо не ведали, что творили. Однако столь же искренне, без задней мысли, практикуется всепрощение сейчас? В токсичных отношениях это наиболее выражено. Я не ухожу, потому что я прощаю агрессора. Я даже жалею его. Вот какая я героическая и жертвенная, восхищайтесь мной срочно! Поднял на меня руку, но это он был пьян и не мог себя контролировать. Не ведал, что творил. Классика.

Любое действие, направленное на другого человека, может быть искренним и показушным. В первом случае я делаю что-либо для себя. Я помогаю другим для себя, потому что мне в кайф видеть радостные лица, я наполняюсь ресурсами для дальнейшей помощи. Или я помогаю другим, потому что хочу, чтобы меня уважали и благодарили. Есть разница? Фактически, во втором случае я тоже помогаю для себя, ведь признание достаётся мне, но кайфа от помощи я не испытываю. Может, я вообще людей ненавижу, мне просто признания не хватает. А тех, кто помогает, хвалят. Вот и простейший способ получить то, что хочется.

ВИН-ВИН

Однако гораздо приятнее получать признание за то, что доставляет удовольствие. Тогда и делаю я что-то для себя изначально, меня прёт от этого и насыщает ресурсами. И людям вокруг меня хорошо. Вин-вин. Но чтобы найти то, что мне нравится, возможно, даже методом множества проб и ошибок, нужно потратить определённый ресурс. Силы, время. И нужно познакомиться с собой, и это тоже нелегко, а в некоторых случаях, если в анамнезе некая психологическая травма, даже страшно. Поэтому велик соблазн пойти наименьшим путём сопротивления. Раствориться в детях, например, или всю жизнь страдать от абьюза, чтобы в собственных глазах выглядеть мученицей. Прекратить абьюз страшно: чем же тогда я заниматься-то буду, от чего страдать? Тоже своеобразный вин-вин, но несколько … извращённый.

Человек вообще склонен к тому, чтобы гордиться собой, как бы религия это ни запрещала. Чтобы обозначить себя в пространстве, обрести устойчивость, нужно присвоить себе себя. Даже свои успехи, достижения, способности. И если считать это гордыней и запрещать себе (хотя здесь тоже искажаются православные догмы), то ничего больше не остаётся, как удариться в самопожертвование, всепрощение и смирение. В их извращённые, гротескные формы. И упиваться своим величием уже снизу. Хотя унижение себя в православии тоже считается гордыней, так-то.

Поэтому меньше пафоса, больше адеквата. Знакомимся с собой, находим свои потребности и реализуем их, а не стараемся впечатлить пацанов на районе.

Обновлено: 29.03.2020 — 19:55

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *