РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Олдскульная система воспитания, которая до сих пор сохраняет позиции в топе, предусматривает насилие, как основной метод воздействия на детей. Следуя ей, уговоры, попытки договориться, поиски компромиссов – ненужные нюни, которые расхолаживают юных бойцов и делают из них избалованных неженок. С детьми надо или строго, или очень строго.

Основа воспитания по такой системе – родительский авторитет. Здесь он означает родителя, один вид которого вселяет в ребёнка ужас и послушание. Родители, придерживающиеся авторитарного метода воспитания, изо всех сил поддерживают устрашающий образ. Это маска со звериным оскалом, именно её и видит ребёнок вместо живого человеческого лица. За маской скрываются все эмоции, и у ребёнка создаётся впечатление, что его родители (а вместе с ними и все взрослые) ничего не чувствуют. Им неведомы страх и печаль, радость и тревога. Только гнев (чаще), когда ребёнок опять накосячил, и спокойствие (реже), когда ребёнок слушается, сидит в уголочке и не отсвечивает.

Родители панически боятся подорвать свой авторитет в глазах ребёнка. Иначе он станет избалованным и не будет слушаться. Он будет неуправляемым, кошмар! За стремлением держать ребёнка в устрашении скрывается страх родителя, вместе с тревогой и неуверенностью в себе. Чем больше ты тревожишься, тем больше ты стараешься держать всех и вся под контролем. Так создаётся иллюзия всесильности и уменьшается страх. И обратно: чем больше ты уверен в себе, способен на творческую адаптацию, доверяешь себе и миру, тем меньше ты стремишься контролировать ребёнка. И вместо авторитарного способа воспитания выбираешь демократичный, где у ребёнка есть право голоса.

Если при авторитарном методе взаимодействие между родителем и ребёнком держится на страхе и запугивании, то при демократичном методе – на доверии и принятии. Ребёнок уверен, что его примут в любом виде и любом настроении. Он не боится отказывать, предлагать свои варианты. Он растёт и развивается в своём темпе, видя одобрение и поддержку родителей.

Такой феномен, как “капризы” ребёнка, актуален только при авторитарном методе. В демократичном подходе такого понятия нет. Если на ребёнка не давят, то ему и не нужно сопротивляться, “капризничать”. В семье, где уважают личные границы друг друга, родители и дети спокойны, расслаблены и уверены.

Однако и здесь нужен баланс. Нежелательно становиться другом/подружкой ребёнку, “своим в доску”. Детско-родительские отношения остаются вертикальными, идущими сверху вниз. Здесь не может быть абсолютного равноправия. Родители несут за детей ответственность, а дети за родителей – нет. Родители заботятся о хлебе насущном, а дети – нет. Дети, конечно, имеют право голоса, но финальное решение принимают родители. То есть полностью отказываться от родительского авторитета даже при демократичном методе воспитания не стоит. Когда мамочка молодится, чтобы выглядеть рядом с дочерью-подростком не как мать-дочь, а как две сестрёнки, она демонстрирует неуверенность в себе и неприятие своего возраста. Это тоже крайность, далёкая от баланса.

Многих из нас воспитывали авторитарным методом. Вкусив досыта родительский абьюз, со своими детьми мы хотим вести себя иначе. Нелегко балансировать между насилием с одной стороны и вседозволенностью с другой. Здесь нам в помощь книги Петрановской, Гиппенрейтер и Максимова.

Обновлено: 07.04.2020 — 20:24

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *